Идеи дизайна. Офисное здание в Фукуоке, построенное по проекту архитектора Эмилио Амбаса

 

"Своей архитектурой я стремлюсь показать путь сближения Природы и Архитектуры. Я всегда стараюсь делать так, чтобы мои здания возвращали что-то обществу – в форме садов, к примеру." Эмилио Амбас

Американского архитектора и промышленного дизайнера Эмилио Амбаса (по происхождению – аргентинец) называют отцом экологической или "зеленой" архитектуры, потому что мастеру принадлежит ряд проектов, уникальным образом интегрированы в природу.

Эмилио Амбас утверждает, что всегда хотел облегчить повседневную жизнь. Первым изобретением известного дизайнера был… стул, удобный для позвоночника. Между прочим, изобретение было реализовано в промышленном масштабе. 

Стремление облечь прагматическое в поэтическую форму, как говорил о своей работе сам архитектор, привело к "зеленому поверх серого" – проектам "вертикальных" садов и парков, выращенных прямо на террасах многоэтажных зданий. Например, на фасаде префектурного здания Acros Fukuoka расположилось почти 100 тысяч квадратных метров парковой зоны.

Алгоритм создания экологических проектов от мэтра: "Чтобы строить, мне нужно знать перепад высот, ориентацию, розу ветров, функциональную программу. И мне нужно знать, как именно хотят жить люди." 

Экологическая или "зеленая" и "энергоустойчивая" архитектура

Урбанизация, развитие технологий и, как следствие, загрязнение окружающей среды и сокращение "зеленых" зон в городах побуждали архитекторов к поиску способов создания жизнеспособной архитектурной среды.

Понятие "экологическая архитектура" зародилось еще в середине XX в., когда в большинстве городов озеленение территорий казалось достаточным средством. В концепцию входит около 40 принципов, которые сводятся к гармоничному симбиозу с окружающим ландшафтом и, по возможности, к использованию природных источников энергии за счет оптимизации естественных и искусственных ресурсов.

Важный принцип экологической архитектуры жилого пространства – это красота. Гармоничные формы, точность пропорций, интеграция в природный ландшафт. 

Однако, на передний план все же выходит решение проблемы экологии в современном городе. Союз природы и архитектурных сооружений с целью создания природного оазиса в городской среде.

Оригинальный дизайн офисного здания Acros Fukuokaв г. Фукуока (Япония)

История Центра международного культурного и информационного обмена Acros Fukuoka началась с решения городских властей возвести государственное офисное здание. Оказалось, что единственным доступным земельным участком был общественный парк Тенджин площадью в два гектара - единственное зеленое открытое пространство в этой части города.

Перспектива потерять последнюю зеленую территорию в городе не понравилась жителям Фукуоки, которые выразили протест.

Казалось бы, в разрешении этого конфликта интересов места для компромисса не оставалось. Однако, в своем архитектурном проекте Эмилио Амбас предложил способ примирения между желанием города сохранить первоначальный размер парковой зоны и необходимостью в возведении офисного здания в центре города. 

Северная сторона необычного здания – это элегантный дизайн экстерьера. Четырнадцать этажей остеклены и выходят на одну из центральных улиц финансовой части города.

Дизайн экстерьера здания со стороны улицы благодаря бликам на стеклянных фрамугах словно "дематериализует" здание, создавая визуальную иллюзию для прохожих.

Визуально кажется, что здание словно карниз "нависает" под углом 45 градусов, однако "пологий склон" из этажей образуется только с обратной стороны, чтобы послужить для осуществления главного замысла. 

Южный фасад – это… парк, занимающий все 14 этажей здания, который на самом верху увенчивает живописный бельведер (надстройка над зданием), откуда открывается роскошный вид на город, гавань и горные гряды вдали. На вершину здания ведет зигзагообразная лестница с прозрачными перилами, которая почти целиком утопает в ярко-зеленой растительности. 

Таким образом, дизайн экстерьера Acros Fukuoka представляет собой серию садовых террас, украшающих один из фасадов здания. Общее количество растений, высаженных здесь, достигает 35 000 (75 различных биологических видов, адаптированных к местному климату).

На каждом этаже на террасе посреди деревьев предусмотрены зоны для медитации, отдыха и бегства от городской суеты.

При взгляде на грандиозное архитектурное зрелище, не возникает никаких сомнений, что жители Фукуоки получили назад практически всю землю парковой зоны, которую занимает важная для города постройка. Более того, площадь с зелеными насаждениями увеличилась вдвое.

Здания, созданные по проектам экологической архитектуры, традиционно возводятся из дешевых материалов. Бетон давно зарекомендовал себя как оптимальный вариант строительного материала с большим потенциалом декоративности. 

Дизайн экстерьера дополнен большим "бетонным" клином у подножия "вертикального" парка – это V-образный вход в здание, который неожиданно обнажает бетонную поверхность посреди роскошной зелени.

Дизайн архитектурного элемента напоминает геологический пласт, который вырос из недр Земли и занял свое законное место на покрытой зелеными насаждениями поверхности. Клиновидный элемент здания имеет еще и практическое значение – он служит вытяжкой для нижних этажей, расположенных в подземном пространстве, а также сценой для выступающих артистов. 

Планировка и дизайн внутренних помещений

Здание Acros или "Asian Crossroads Over the Sea" (в пер. с англ. - "Азиатский перекресток над морем") возведено в 1994 году и считается эталонным образцом "зеленой" архитектуры.

Здание приносит городу фантастический коммерческий успех, поскольку является привлекательным для арендаторов, которые готовы хорошо платить за престижное расположение офисов.

В Acros Fukuoka функционирует выставочный зал, городской музей, театр, конференц-залы, правительственные и частные офисы.

Внутренний дизайн представляет собой "глубокий" атриум, пронизывающий здание на всю высоту, четыре подземных уровней парковки и торговые площадки. Напольное покрытие на этажах – керамическая плитка. Укладка прямоугольной плитки под бетон двух цветов - светло-серого и черного, полосами, которые идут по кругу – вокруг атриума, визуально расширяет пространство. 

Вокруг атриума сосредоточены различные помещения, которые в таких зданиях традиционно остеклены. Открытый дизайн заставляет чиновников учитывать своеобразную "жизнь напоказ" и позитивно влияет на снижение коррупции.

Дизайн экстерьера здания без преувеличения можно считать уникальным. Над стеклянным атриумом во внутреннем пространстве здания расположены бассейны. Водная гладь через стекло освещается солнцем и как зеркальная поверхность рассеивает свет, обеспечивая освещение здания изнутри. 

Серия таких же бассейнов расположена на террасах. Бассейны соединены между собой струями воды. Шум стекающей воды помогает заглушить шум окружающего города.