Стиль Эклектика

Со времен Ренессанса архитектура стремилась подражать образцам прошлого. Ее история была своеобразной копилкой, из которой можно было черпать идеи для новых проектов, каждый из которых был ориентирован на определенный исторический стиль.

Но большинство сторонников историзма, хоть и прибегали к заимствованиям из истории архитектуры, все же стремились создать нечто новое, хоть и почерпнутое из колодца древности, но имеющее отношение к современности.

 

Так появилась Эклектика (от греческого eklektikos – выбирать лучшее, выбирать) - дизайнерское направление, противопоставившее строгой нормативности и однообразию композиционных решений широкую свободу выбора стилевых прототипов.

"Соединение разнородных взглядов, идей и теорий" – таково одно из определений этого термина. Например, эклектика в философии означает использование множества источников, которые соответствуют взглядам автора. Здесь отдается дань историческому наследию, но и появляется небольшое пространство для собственных предпочтений в виде смешения стилей.

Но пока суть эклектики заключается только в подобострастном воспроизведении стилей прошлого и стремлении к убедительности в отдельных деталях. Естественно, что в зарубежном искусствоведении употребляются термины "романтизм" для начального этапа развития эклектики в дизайне (вторая четверть XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века).

 

Ярким примером оформления интерьера в стиле боз-ар является фойе Гран-опера в Париже. Скульптуры, поддерживающие гигантские канделябры, колонны из цветного мрамора и позолоченные декоративные детали парадной лестницы уместны здесь как нигде – такое пышное убранство настраивает зрителей на спектакль.

 

 

Но как водится, эклектика покоряла мир. И ее черты менялись в зависимости от местных традиций. Недаром второе название стиля – колониальный. Переезжая, люди стремились перенести привычную обстановку на новое место. Тенденция к воспроизведению интерьера конкретной эпохи заменяется стремлением к адаптации стиля к местным традициям. Используются вещи и аксессуары из разных стилей, популярность приобретают "трофеи" из различных стран мира.

Именно на этом этапе (1830-1890 гг.) появляется потребность в дизайнерах интерьера. Специалист по отделке интерьера должен был обладать знаниями и навыками, чтобы оформить помещение в стиле, соответствующем стилю здания. Тогда многие дизайнеры являлись дилерами или агентами, которые занимались приобретением и перепродажей различных старинных элементов интерьера (мебель, ковры и т.д.), что было существенным преимуществом и давало возможность угодить клиенту.

Провинциальный боз-ар вольно сочетал элементы стилей. В его основе находился принцип сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением.

 

Характерные черты стиля: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов с разных сторон света.

 

 

В конце концов удобство стало одним из самых важных качеств, которое должно соблюдаться при оформлении помещений. Но все еще обязательным при этом было богатство декора.

 

Современная эклектика - очень уютный стиль. Для обработки стен применяют обои, керамическую плитку. На пол можно положить ковер, паркет. Цветовая гамма разнообразна.

Ажурные спинки кресел, узоры в виде завитков придают декоративность эклектичной мебели и являются еще одной связующей нитью со стилями-прародителями. Но следует помнить, что все участвующие в интерьере предметы должны быть объединены общей идеей. Только тогда возникает ощущение целостности и продуманной "случайности", а не разобщенности.

 

 

Сегодня эклектика - очень индивидуальный стиль, отражающий вкус, характер, пристрастия и увлечения хозяина, а интерьер - импровизация, единственная и неповторимая в своем роде.

Современные дизайнеры, создавая свои интерьерные композиции, смешивают историзм XIX столетия с футуристическим хай-теком, словно заставив встретиться прошлое с еще не наступившим будущим, минуя настоящее.

 

 

Дизайн ресторана известного французького дизайнера Филипа Старка

Еще один вариант дизайна интерьера в этом стиле - функциональное распределение ролей между стилями. Например, в гостиной царит эпоха Ренессанса, кабинет оформлен неоготическими элементами, а спальня олицетворяет стиль рококо... Но гораздо интереснее могут выглядеть предметы и детали, разные по эстетической сути, но собранные в пределах единой зоны.  

Если в современном офисе ко всему необходимому для эффективной работы - удобно спланированным помещениям, эргономичной мебели, современная оргтехника – добавить люстры и настольные в классическом стиле, а в уголок для отдыха - зеркало в громоздком багете, пару колонн с вазонами с лепниной на мифические темы, диван с яркой обивкой, атмосфера будет не такой строгой и однообразной.