Стиль Ар Деко или Джаз-модерн возврат к роскоши

Из очищенного от чувственных излишеств модернизма закономерно вырос изысканно-элитарный стиль – Ар Деко или Джаз-модерн, представители которого не ставили во главу угла функциональность и технологии, вернув в дизайн элементы классицизма. Это было похоже, с одной стороны, на шаг назад – к Эклектике, попытку исправить слишком уж большую крайность, в которую впадал конструктивизм, преследовавший только одну цель – функциональность, с другой же – Ар Деко сохранял все его черты – геометрические формы, кубические традиции в рисунке, современные осветительные приборы, но добавил немного эстетики и свободы интерпретации в виде оригинального декора из древних культур, ориентированного на моду тех времен.

Свое название стиль получил от названия выставки декоративного искусства и промышленности, которая в 1925 году прошла в Париже. Именно в это время энергичные ритмы джаза стали популярны во Франции и всей Европе.

 

 

В этом стиле оформлялись фешенебельные лайнеры и отели, самые шикарные рестораны и кафе, кабинеты могущественных магнатов и апартаменты кинозвезд.

 

Ар Деко в интерьере был отражением необыкновенного творческого подъема, свойственного эпохе джаза. Но современники зачастую считали его кричащим, безвкусным и поддельно роскошным.

 

Существенной составляющей стиля Ар Деко в интерьере стали египетские мотивы, вошедшие в моду после открытия в 1922 году гробницы Тутанхомона, и элементы, заимствованные из примитивного искусства Африки и индейцев Центральной Америки, греческой архаики и древнего Междуречья.

 

Важный элемент декора в стиле Ар Деко - солнечные лучи, которые встречаются повсеместно: в формах, декоре, отделке. С лучами связана и полосатость многих элементов: на полосы делится, например, спинка дивана, полоской отделываются стены, используется полосатый декор.

 

 

Дизайнеры 20-ых годов вдохновлялись формами зиккурата - многоступенчатыми сооружениями, которые были типичны для шумерской, ассирийской и вавилонской архитектуры. Ступенчатость часто объединяется в одном элементе - солнечные лучи расходятся ступенями.

 

Символом Ар Деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь "Русскими сезонами" Дягилева (балетная антреприза), искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями "века машин", французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня "высокого искусства".

 

 

Цвета Ар Деко - белый и черный, бежевый, серый, темно-золотой, красный, терракотовый, цвет шоколада, интенсивный желтый, голубой. Цвета могут быть максимально насыщенными.

 

Покрытие для стен, как правило, в светлых тонах – обои с тиснением, плитка с геометрическим, растительным или животным рисунком, трафаретный рисунок поверх краски. Обязательно вокруг дверей стены облицовывались кожей, деревом, можно только по верху или по низу.

 

Для зонирования часто использовался светлый кант на темном фоне - Ар Деко заимствовал этот подход у классицизма, где повсеместно присутствует членение стен с помощью накладных панелей.

 

 

Пол из темного, часто почти черного дерева. Это может быть напольная керамическая плитка с имитацией под дерево. Прекрасно подходит и плитка черного и белого цвета (или любого другого), выложенная в шахматном порядке. Ковры используются с необычными геометрическими узорами, как особая экзотика - шкуры животных вместо ковра.

 

 

Потолки представляют собой отдельные произведения искусства. Они обильно декорируются лепными деталями, увенчиваются шикарными, многоярусными люстрами.

 

Окна простой прямоугольной формы с большими поверхностями стекол.

 

Двери имеют высоту до потолка, как правило, двустворчатые, темного цвета, со вставками, инкрустациями из дерева, кожи, металла или стекла.

 

Обязательно условие Ар Деко – максимум изделий ручной работы, особая архитектура мебели - у шкафа или комода могут быть тяжёлые порталы и солидные фризы, в рисунке которых можно рассмотреть отчасти египетское, отчасти китайское влияние.

 

 

 

Часто используется экзотичная форма элементов мебели. Например, бар исполнен в виде тамтама – барабана тюркского происхождения. Кожаная мебель - с хорошо прочерченной рамой из темного лакированного дерева.

 

Типичный стол: круглый, с очень массивной столешницей на не менее массивной ножке.

 

 

В светильниках - хромированные детали, матовое стекло, подвесные плафоны. Настольные светильники в виде различных животных, напольные светильники в виде скульптуры девушки, держащей шар.

 

Особым украшением интерьера также становятся часы, принимающие неординарные формы.