Модернизм-конструктивизм

В начале XX века стало очевидным, что индустриализация и новые технологии внесли в жизнь людей необратимые изменения. Традиции в искусстве, которые сохранялись в течение последних столетий, больше не подходили к реалиям современного мира. Рост населения, последствия войн – проблемы, которые требовали решения, в том числе и в сфере дизайна интерьера. Вычурность классических стилей стала неуместной.

Так возник Модернизм - стилистическое направление, соответствующее потребностям современного мира и новому образу жизни. Он принес с собой новые формы, присутствующие во всех областях искусства – живописи, архитектуре, музыке, литературе.

Не удивительно, что один из выдающихся представителей модернизма - Ле Корбюзье - был художником и поклонником Пикассо. Это пристрастие, безусловно, отразилось на его творчестве в качестве дизайнера.

 

Пропорции расположения элементов интерьера приближались к "золотому отношению". Использовались абстрактные геометрические формы. Все предметы интерьера были прежде всего функциональны и оправданы потребностями хозяина.

 

 

Но в знаменитом высказывании Ле Корбюзье "дом – это машина для жизни", ошибочно видят свидетельство пренебрежения эстетической стороной дизайна. Светлое, открытое пространство, функциональные элементы интерьера, простота и лаконичность форм, мастерские вкрапления ярких и оригинальных дизайнерских идей – такие черты характерны для модного в наши дни Конструктивизма, основателем которого был швейцарский дизайнер. А аксессуарами в стиле конструктивизма совсем не случайно являются картины художников-кубистов. Это эстетика целесообразности, предполагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от декоративной романтики классических стилей.

 

 

Конструктивизм (от латинского "сonstructio" - построение) - художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX в. Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре - абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели. Цветовая гамма стиля - благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий.

 

 

Можно сказать, что конструктивизм – это прародитель всех современных стилей - минимализма, хай-тека, лофта. Для конструктивизма свойственны продуманные функциональные решения, техническая ясность в построении форм, четко выявленный каркас композиции и компактные объемы.

Создается мебель простых, строгих, удобных форм. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до предела, до такого упрощения, когда вещи - стулья, кровати, шкафы - становятся просто предметами для сна, сидения. Ле Корбюзье писал "дом - это шкафы с одной стороны, столы и стулья - с другой. Все остальное - нагромождение". Созданная в этом стиле мебель по сей день производится во всем мире и не выходит из моды уже много десятилетий. Она является неотъемлемым и доступным аксессуаром современного интерьера. Недаром второе название конструктивизма – интернациональный стиль.

 

 

Но у этого "прорыва" было женское начало и женское имя. Эйлин Грей родилась в атмосфере утонченного аристократизма зажиточной ирландской семьи. В стремлении к финансовой независимости Эйлин начала создавать предметы из тонких металлических трубок, предвосхитив аналогичные разработки всемирно известного Ле Корбюзье на целых 10 лет. Изобретенные ею формы для мебели - предтеча европейского мебельного функционализма.

 

 

Еще одним ее изобретением была передвижная ширма. Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок. Отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим.

 

 

Другая женщина - австрийка Маргарет Шуте-Лихоцки - разработала проект такой знакомой современному потребителю встроенной кухни, более известной как франкфуртская кухня. Вся необходимая мебель и оборудование были расположены компактно, в ряд, а главное - имели одинаковую высоту, что позволяло организовать работу более рационально.

 

 

С этого момента внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Текстиль в интерьере словно сошел с картин авангардистов. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Остекленные фасады, мебель из стекла, плетеная, деревянная, пластиковая, люстры и настольные лампы, имеющие абстрактную геометрическую форму.