Идеи дизайна. Туннель объездной дороги в северной Италии Брессаноне – Варна

 

Бетон в архитектуре и дизайне

В середине XX века бетон сменил статус – с грубого строительного материала на ценную для дизайнеров и оформителей фактуру.

В то же время архитекторы просто продолжили целенаправленное использование бетона для создания красивых архитектурных форм, гармонично сочетая их с функциональным содержанием инженерных сооружений. 

В бетоне органично сочетаются конструкционные и декоративные свойства. Фактура бетона позволяет раскрыться форме и содержанию, при этом пластические комбинации не имеют ограничений.

Уникальность современной итальянской архитектуры и дизайна заключается в том, что бетон в руках итальянских мастеров – уже совсем не холодный и тяжелый материал, от которого веет несовершенством. Он словно пропитывается южным солнцем и начинает излучать энергетику античных арок и анфилад. 

Есть ли место эстетике архитектурных форм из бетона в дорожной инфраструктуре?

Роль объездных дорог трудно переоценить. Снижение трафика движения по дорогам городов, уменьшение загрязнения воздуха выхлопными газами. Предельная функциональность и непритязательность – строгий "язык", на котором пишется дизайн экстерьера объектов дорожной инфраструктуры.

Южный Тироль – провинция, популярная среди посещающих Италию туристов. Сеть наземных и подземных дорог, ведущая из коммуны Варна в город Брессаноне, подверглась необычной реконструкции. 

Цель проекта - объединить урочища Брессаноне и Варна в один континуум, в результате чего два городка больше не будут восприниматься порознь, а превратятся в две части одного большого целого.

Инициатором эксперимента по строительству туннелей объездной дороги и его финансовым гарантом выступил местный департамент инфраструктуры и транспорта. Дизайн короткого U-образного туннелявместе с двумя открытыми бетонными порталами, через который можно попасть на главную дорогу, ведущую в город, поручили архитекторам итальянского бюро MoDus Architects. 

Дизайн и технологии туннельной развязки

Центральные узловые туннельные порталы были задуманы как выразительные фигуры, выходящие из скрытых, невидимых глазу сетей дорог. Миссия туннельных развязок – управлять разнородными скоростями и связывать объездную трассу с городом.

Специалисты разработали дизайн экстерьера туннельных порталов, вентиляционных труб и деревянных акустических барьеров, расположенных вдоль дороги, навигацию для подземного дорожного проезда.

Дизайн и инженерные решения были подчинены стремлению не терять из виду важную цель – свести к минимуму воздействие наземных элементов дорожной инфраструктуры на окружающий ландшафт. 

Туннель является неотъемлемой частью города, а дизайн экстерьера объекта дорожной инфраструктуры поневоле будет влиять на мимолетное впечатление автомобилистов от окружающего пейзажа.

Необычные архитектурные формы позволяют людям быстрее формировать в памяти "когнитивные карты" – образы знакомого пространства, в котором легко ориентироваться. В то же время объекты инфраструктуры, которые становятся естественной частью привычного пейзажа, не нарушают привычную жизнь местных жителей. 

Скульптурные ворота в туннели или туннельные порталы выполнены из серого бетона со следами опалубки. Криволинейная форма входа в туннель, которая напоминает каплю воды, живую клетку простейшего организма или внутреннюю полость ракушки.

Итальянские традиции внесли свои коррективы в дизайн экстерьера туннеля, поверхность которого покрыта фрагментами камней различной формы.

Вентиляционные трубы выходят из-под земли на склонах вдоль дороги и теряются среди череды стволов деревьев. 

Акустический барьер или поглощающий придорожные шумы экран выполнен из лиственницы, а его дизайн напоминает ребристую поверхность ракушки. Потребность в поглощении шумов возникла по причине близости дорожной развязки к городской черте города Брессаноне.

Минимизировать затраты на реализацию проекта удалось с помощью ряда инженерных решений. Например, трубы для вентиляции туннеля выполнены из атмосферостойкой стали, которая не требует покраски и в процессе эксплуатации не нуждается в особом уходе. Во время контакта с воздухом на поверхности образуется оксидная пленка высокой плотности, которая… защищает металл от воздействия окружающей среды. 

Использовался даже "строительный мусор" - щебень для бетонной смеси был завезен с соседней стройплощадки, где прокладывают туннель, проходящий под Альпами - от Инсбрука (Австрия) до Фортецца (Италия).

Стиль бионика – архитектура и дизайн экстерьера

Стилистика проекта необычна, а оформление наводит на мысль, что в основу дизайна положен экологический стиль - бионика, главным приемом которого является использование природных форм и стремление воспроизвести естественную гармонию в архитектурных строениях. 

Первым примером применения принципов бионики являются работы Леонардо да Винчи, который длительное время вел наблюдение за полетом птиц, после чего создал проект летательного аппарата.

Архитектурные формы в стиле бионика напоминают ракушку, паутину, кокон бабочки, яйцо, горы, холмы и другие, созданные природой объекты.

Например, Эйфелева башня в Париже повторяет форму берцовой кости, а Национальный оперный театр в Пекине – это имитация капли воды.

Дизайн интерьеров предлагает столько примеров бионики, что уже никто не задумывается об их происхождении. Керамическая плитка "пчелиные соты", глянцевые поверхности, напоминающие водную гладь, спиральные конструкции лестниц, светильники, имитирующие морских обитателей. 

Бионика, как правило, идеально применима к малым архитектурным формам, поскольку в сооружениях, где предполагается использование внутренних помещений, возникает проблема с их геометрией.

Бионика не нарушает баланс естественной среды и гармонично вписывается в ландшафт. Именитых представителей данного направления много, но одним из самых преданных считается американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, проекты которого напрочь лишены стандартных решений, которые нарочито выделяют здание из природного ландшафта. Райт считал, что искусственно возведенное сооружение должно стать естественным продолжением природного рельефа и при этом сохранить свое предназначение для человека. 

Бионика в проекте туннеля в Больцано

В проекте туннельной развязки в Южном Тироле архитекторы итальянского бюро MoDus Architects очевидным образом оперировали формами и линиями, заимствованными у природы.

Отступление от привычных канонов в создании архитектурных проектов постепенно становится хорошей традицией. Органическая архитектура основывается на богатом источнике идей, а проект объездной дороги и туннельных проездов в провинции Больцано все еще находится в процессе реализации. К 2025 году сеть туннельных дорог планируется увеличить еще на 8 км. 

Какие архитектурные формы лягут в основу проекта? Давайте позволим себя приятно удивить! Органическая архитектура не бывает скучной, а ее природные формы не угнетают человеческое сознание, даже если сооружение построено из бетона.